- 金币:
-
- 奖励:
-
- 热心:
-
- 注册时间:
- 2006-7-3
|
|

楼主 |
发表于 2008-7-6 09:18
|
显示全部楼层
Гармонические волновые моделидата публикации: 2006-12-04 12:43:00 Введение
Гармонический волновой анализ представляет собой абсолютно новое направление в области волнового анализа финансовых рынков. Сочетая в себе традиционные подходы, используемые многими трейдерами в торговле, теория «ГВТ», тем не менее, является новаторским направлением в техническом анализе. Разработанный и апробированный в течение нескольких лет, гармонический анализ стал настоящим «know how» в сфере анализа и прогнозирования финансовых рынков. По сути дела, эта методика представляет собой уникальный труд, сочетающий научный подход с практическим опытом семилетней торговли на финансовых рынках.
Будучи ответвлением традиционного волнового анализа Эллиотта, гармонический волновой трейдинг воплотил в себя все лучшее, что создано трейдерами за последние несколько лет биржевой торговли. Базируясь на идеях фрактальности рынков, теория «ГВТ» позволила систематизировать основные волновые модели, выделив среди них, наиболее частые сочетания импульсивных и коррекционных формаций. Так появились гармонические циклы. Умение находить циклы, а так же понимание природы их формирования, позволило по-другому взглянуть на теорию рынка, уже с учетом, гармонических колебаний. Именно эта информация легла в основу первой части книги.
Вторая часть книги представлена в виде приложения, и целиком состоит из моделей, явившихся предпосылкой создания теории «ГВТ», речь, в данном случае, идет о таких формациях, как – «паттерн 5.0», модель «Бабочка» и другие... именно благодаря этим моделям в последствие, термин «гармонические», трансформировавшись в название теории.
По ходу изложения материала, разобраны наиболее интересные рыночные ситуации, с подробным анализом графических иллюстрации, позволяющих детально изучить основные волновые конструкции на реальных примерах валютных пар, графиков золота и нефти. Полученные результаты, стали серьезным достижением в работе на финансовых рынках, в том числе и на валютном рынке FOREX.
За семь лет торговли, удалось убедиться в том, что рынок в большинстве случаев не является хаотическим образованием. Волновые модели присутствуют всегда и везде, отражая текущее психологическое состояние участников торгов. Соответственно, знание этих моделей позволит научиться читать рынок, как открытую книгу, понимая текущие процессы, происходящие в нем.
Однако не все так просто, как может показаться с самого начала. Как известно, мастерство приходит только с опытом. Как и в любом другом деле, прежде чем стать профессионалом, необходимо затратить много сил и времени, прежде чем начнут появляться первые результаты. Надеюсь, что данная книга станет вам реальной опорой в этом нелегком труде, помогая освоить базовые навыки работы на рынке.
Итак, в добрый путь....
Часть I. Гармонический волновой трейдинг
Как известно, тематика гармонических моделей освещена, не так хорошо, как, например, освещены классические ценовые модели и фигуры, описание которых можно встретить практически в любой книге по техническому анализу. Поэтому, изучение данного материала будет полезно для большинства трейдеров, как с опытом торговли, так и тех, кто впервые решил заняться этой увлекательной работой.
Представленная книга по гармоническим волновым моделям позволяет по-новому взглянуть на теорию волновых формаций, с учетом гармонических колебаний, более тщательно изучить особенности поведения цены во время тенденций, и приобрести некоторые навыки работы с гармонизированными конструкциями.
Также, я старался подробно разобрать наиболее интересные формации, и включить иллюстрации, позволяющие детально изучить приведенные конструкции на реальных примерах графиков валютных пар, золота, нефти. Отмечу, что некоторые из них, являлись не завершенными, и позволяли оценить работоспособность этих моделей, действительно на практике.
Итак, приступим. Как уже говорилось, теория гармонических волновых моделей представляет собой некого рода ответвление классического волнового анализа, базирующееся на идеях фрактальности рынка. Идея фрактальности финансовых рынков не нова, и, тем не менее, подходы, использованные при разработке теории гармонических волновых моделей достаточно современны, и основываются на том, что текущая волновая структура рынка должна всегда представляет собой одну из базовых моделей, которая может иметь сложную форму за счет дополнительных вложений…
Под базовыми моделями принято понимать общеизвестные эллиоттовские структуры – трех и пяти волновые конструкции. Чаще всего, такие конструкции правильные - симметричные, с пропорциональными размерами. Однако, существенные сжатия или растяжения волн на различных этапах экономического цикла, могут приводить к тому, что конструкции становятся размытыми, с непропорциональными размерами и слабо симметричными вложениями. В таком случае, прогнозировать рынок с помощью гармонических моделей становится очень трудно, я бы сказал, практически невозможно.
В иных же случаях, когда рынок «правильный», и насыщен размеренными движениями, гармонические волновые конструкции становятся правильными и симметричными, одновременно являясь пропорциональными, законченными формациями, позволяющими весьма просто использовать эту информацию с целью прогнозирования последующих ценовых колебаний. В этом случае возникает уникальная возможность успешного использования гармонических волновых конструкций на практике, извлекая при этом неплохой доход. Таким образом, подводя итог гармонических волновых моделей, можно сделать несколько основных заключений (постулатов), на которых будет строиться в дальнейшем вся теория «ГВТ».
Постулаты теории «ГВТ»
Начнем с того, что правила формирования гармонических волновых формаций, по сути своей, практически ничем не отличается от, привычных для нас, классических волновых моделей. И действительно это должно быть так, ведь работа происходит с одними и теми же волнами. Единственное важное отличие теории «ГВТ» от классических волновых теорий – это симметричность и пропорциональность построения ценовых моделей, да и это не всегда выступает в качестве различий. Однако всему свое время, вернемся к постулатам.
Основные постулаты теории «ГВТ» следующие:
1) Рынок представляет собой одну из базовых конструкций.
2) Базовые модели могут включать вложения в виде базовых конструкций.
3) Гармоничность моделей подразумевает их завершенность, пропорциональность и симметричность.
Давайте рассмотрим подробно каждый пункт, и сравним его с классической волновой теорией.
Первый постулат: рынок представляет собой одну из базовых конструкций
Как уже упоминалось ранее, при рассмотрении гармонических моделей, я выделил две основные базовые конструкции: трех волновые и пяти волновые модели, которые в любой момент времени могут формировать рыночную структуру.
Иначе говоря, рынок всегда находится, либо в состоянии импульсивного движения, тогда будет сформирована пяти волновая базовая конструкция, либо в состоянии коррекционного движения, тогда должна появиться трех волновая базовая модель. Правда иногда, бывает и наоборот. Но это уже, скорей исключение из правил, нежели само правило. Кроме того, в зависимости от фазы экономического цикла, ценовые модели могут или сжиматься, или растягиваться, но, тем не менее, общая структура их, должна сохраняться неизменной.
Рисунок 1 Базовые конструкции
Как видите, первый постулат полностью выполнен в духе традиционного волнового анализа, а описанные конструкции представляют собой классические составляющие любого финансового рынка. В связи с этим, давайте рассмотрим их более подробно.
Первая базовая конструкция называется - модель «X». Связано это с особенностями строения этой формации. Как вы уже заметили, она представляет собой традиционный зигзаг, (a-b-c тройка), который чаще всего, появляется во время коррекционного движения цены.

Рисунок 2 "Х" - модель
Эта конфигурация встречается у четырех волновой модели «Гартли» «Бабочка», и представляет собой окончание структуры «a-b-c.»
Следующая базовая конструкция представляет собой классическую пяти волновую модель, которую я назвал, модель «Z».

Рисунок 3 "Z" модель
Такое название далеко не случайно, так как связано непосредственно с формой конструкции. Подробное описание центральной структуры "Z" мы рассмотрим далее в приложении, в материале по паттерну 5.0. Ну а пока, вернемся к самой модели «Z». Для более упрощенного восприятия фигуры на графиках цен, прежде всего, стоит искать центральный элемент паттерна, который должен напоминать одну из букв латинского алфавита, а именно "Z" или "S", лежащую на боку.

Рисунок 4 Центральный элемент Z-модели
Так как указанные мной модели не являются, каким либо новшеством, то подробную информацию по ним можно найти практически в любой книге по волновому анализу. Однако, упоминания о том, что данные конструкции являются базовыми моделями, естественно там вы не найдете, так как это относится только к гармоническому анализу.
Итак, мы разобрали с вами первый постулат теории «ГВТ», и убедились в том, что он полностью соответствует всем выкладкам традиционной волновой теории. Пришла пора перейдем к следующему постулату.
Второй постулат: базовые модели могут включать вложения
Этот постулат отвечает за широкий спектр ценовых моделей, встречающихся на графиках, и так же, базируется на идеях фрактальности рынка. По-сути, если бы не принцип фрактальности вложений, рынок не имел бы столь огромного количества графических проявлений в виде разнообразных фигур и моделей. Идея фрактальности финансовых рынков не нова, и, появляется в работах у многих как зарубежных, так и отечественных авторов. Более того, необходимо сказать, что традиционный волновой анализ в своей основе тоже использует идею фрактальности финансовых рынков. Одна только идея восьми волнового строения рынка уже подразумевает фрактальность.
Теория волнового гармонического трейдинга подтверждает идею фрактальности рынков, и основывается на том, что текущая волновая структура рынка всегда представляет собой одну из базовых моделей, которая может иметь сложную форму за счет дополнительных вложений в виде точно таких же базовых конструкций, но только меньшего или большего размеров.
Получается некая картинка с бесконечностью.…мишка, который держит в руках маленькую картинку с точно таким же мишкой, у которого в руках такая же картинка с мишкой, и так до бесконечности…
Однако на рынке, в отличие от нашего мишки, рассматривается, не одна, а две разновидности базовых моделей, которые могут включать вложения в виде тех же самых моделей. В качестве места вложения, которые чаще всего встречаются у гармонических волновых формаций, принято считать начало, середину и конец конструкции, а именно - импульсивные волны, расположенные в этих местах. На рисунке 5, синим цветом, выделены области импульсивных волн, где могут появляться вложения, в случаях усложнения гармонических формаций.

Рисунок 5 Места вложений у базовых конструкций
Хорошо видно, что для конструкции X, вложения могут возникать в начале и конце конструкции. В то время как у базовой конструкции Z, больше областей, где могут формироваться вложения, так как эта модель имеет три импульсивных волны, расположенных в начале, середине и конце формации.

Рисунок 6 Базовые конструкции с учетом вложений
Не стоит переживать, если что-то осталось непонятным. Более подробно методику обозначений гармонических волновых моделей и особенности формирования некоторых конструкций мы рассмотрим позже.
Третий постулат: гармоничность моделей подразумевает их завершенность, пропорциональность и симметричность
Для того чтобы не запутаться при разметке и обозначении ценовых моделей на графиках цен, мне пришлось ввести условие завершенности моделей. Этот правило объясняется очень просто, подразумевая тот факт, что модель не может сформироваться на половину или на треть, а должна обязательно закончить свое формирование полностью.
Непосредственным подтверждением этого постулата является условие фрактальности финансовых рынков, которое говорит о том, что вложениями являются те же самые базовые конструкции, но меньшего или большего порядков (мы в дальнейшем будем рассматривать вложения только меньшего порядка). Даже если обратиться к классическому волновому анализу, можно получить подтверждение этому исходя из утверждения о восьми волновой структуре рынка, именно восьми волновой структуре, а никакой другой. Разве не это условие о завершенности структуры?
Пропорциональность и симметричность полученных гармонических волновых моделей является прямым следствием термина «гармоничные». В гармоническом волновом анализе считается, что модели должны развиваться симметрично и пропорционально относительно центра формации.
Вокруг центра на равноудаленном расстоянии от него образуется «сетап» или ядро модели, которое является определяющим элементом при идентификации моделей. Именно разновидность «сетапа» связывает сложную модель с базовой конструкцией, лежащей в основе формации.

Рисунок 7 Формирования гармонической модели с ядром Z(x)
На следующих уровнях «постройки» сложной гармонической модели обычно располагаются вложения в виде тех же самых базовых конструкций, но меньшего уровня. Если рассматривается простая конфигурация - принцип центрирования модели все равно сохраняется, позволяя проводить замеры соответствующих волн.
Характеристики моделей
Прежде, чем мы продолжим разбирать представленные конструкции, необходимо определить различия в характеристиках моделей и ввести основные обозначения.
Стоит отметить, что модели встречаются совершенно разные как по вложениям, так и по базовым конструкциям, лежащим в основе их ядер или сетапов. Поэтому, среди моделей принято выделять простые, то есть те модели, которые выстраиваются без вложений, и, соответственно, сложные, у которых, помимо основной модели в центре, имеются еще дополнительные «вложения», меньшего или большего размера на периферии. Получается, что простая модель – это модель первого порядка (согласно иерархичности построения волновых формаций), так как она не имеет вложений и представляет собой одну из базовых конструкций.
Сложная модель обязательно будет иметь вложение, одно или несколько, что в свою очередь будет определять порядок всей конструкции. А именно, если в сложной модели насчитываются волны только двух порядков (большие волны базовой конструкции и волны меньшего порядка в виде вложений), то это модель второго порядка. Если кроме всего в гармонической модели просматриваются волны еще меньшей иерархии – то это уже будут конструкции третьего порядка. Например, на рисунке 6 можно посмотреть модель 3-го порядка xXXXx.

Рисунок 8 Модель 3-го порядка
Следует отметить, что ввиду особой сложности моделей 3-го и более старших порядков, а так же большого количества вариантов возможных комбинаций, в последствие мы будем рассматривать гармонические формации не выше второго порядка. Более детальное изучение моделей, например, третьего порядка, уже становится достаточно проблематичным и не является столь ценным с точки зрения практического применения в реальной торговле на финансовых рынках ввиду своего чрезмерного субъективизма.
Следующая характеристика, присущая всем гармоническим волновым структурам – это форма модели. Ранее мы говорили, что гармоничность модели подразумевает ее симметричность, и пропорциональность. Однако на практике далеко не всегда выполняется данное условие, и встречаются модели, которые имеют неправильную структуру. Чаще всего у неправильных моделей встречаются несимметричные вложения, а сами модели имеют непропорциональные в размеры (относительно центра).
Тем не менее, как показывает опыт, в большинстве случаев гармонические волновые модели имеют симметричные вложения и, одновременно, характеризуются пропорциональностью размеров. Соответственно, для работы на рынках наиболее удобными являются именно они, так как их просто идентифицировать и, конечно же, использовать в качестве торговых фигур. В соответствие с этим, в нашем фокусе изучения, прежде всего, будут находиться правильные модели, хотя некоторые неправильные конфигурации мы будем в последствии так же рассматривать.

Рисунок 9 Разметка структур на графике золота с примером модели 3-порядка
Обозначения формаций
Исходя из ранее приведенных теоретических выкладок, мы получили две разновидности базовых моделей: X и Z.
Как было сказано ранее - это простые конструкции первого порядка, без каких либо дополнительных вложений. И хотя, этот тип волновых конструкций встречается относительно редко, тем не менее, они является центральными моделями классической волновой теории Эллиотта. Ранее мы говорили о том, что в качестве объекта анализа, классификации и изучения из всей совокупности гармонических моделей, нами будут рассмотрены только те формации, иерархичность которых, не превышает второго уровня. Связано это с тем, что их идентификация относительно проста, и многие из них достаточно часто встречаются на графиках цен.
Соответственно, для их поиска и обозначения, мною была разработана определенная система записи и маркировки моделей на графиках цены. Для того, чтобы определить какая именно разновидность гармонической волновой модели сформирована на графике, необходимо указать следующую информацию:
1. Вид базовой модели в основании ядра (сетапа).
2. Тип и место вложений.
3. Бычья или медвежья модель.
Как можно заметить, в основе идентификации и записи гармонической модели лежит определение базовой конструкции в основании ядра (сетапа). Соответственно, особой актуальностью будет обладать поиск центра всей гармонической структуры. Ведь именно по нему в дальнейшем можно определить разновидность ядра, отмерить длину волны, и подсчитать конечную отработку. Давайте рассмотрим более подробно указанные выше пункты. Под пунктом один – «Вид базовой модели в основании ядра», подразумевается, какая модель лежит в основе формации. Как уже говорилось ранее, это может быть либо X, либо Z, поэтому обозначение сетапа записывается большой буквой.
Второй пункт – «Тип и место вложений» учитывает информацию о том, каким образом вложения меньшего порядка присутствуют в модели, и где они расположены – в начале, середине, либо конце гармонической конструкции. Здесь необходимо помнить, что расположение вложений для моделей X и Z различаются. У базовой модели X, вложения могут быть только в начале и конце, а у формации Z, кроме начала, и конца, вложения могут встречаться еще и в середине.
При обозначении, вложение, которое попадет в середину, заключается в скобках, и записывается сразу после буквы Z. Другие вложения, которые расположены в начале и конце, обычно, обозначаются одинаково, как у X, так и уZ моделей, буквами меньшего размера, и располагаются до и после заглавной буквы базовой конструкции.

Рисунок 10 Обозначение модели xZx
Рассмотрим пример обозначения гармонической модели, на недельном графике EURUSD. Легко можно заметить, что в основе этой конструкции лежит пяти волновая базовая конструкция Z без внутреннего вложения. В начале и конце структуры просматриваются вложения в виде Х-моделей, соответственно, обозначение модели будет следующим: xZx. Эта запись обозначает правильную, симметричную модель Z с соответствующими вложениями X - зигзагов в начале и конце формации.
В качестве другого примера, предлагаю рассмотреть методику обозначения и записи распространенной коррекционной формации xXx на часовом графике EURJPY.

Рисунок 11 Обозначение модели xXx
Как и в предыдущем случае, в центре этой формации, в качестве сетапа находится Х модель. Она имеет вложения на местах импульсивных волн (в начале и в конце) - точно такие же, трех волновые зигзаги «х». Таким образом, запись этой формации будет иметь следующий вид: базовая конструкция X (большой буквой), у которой, в начале «х», и в конце, тоже «х», получаем - хХх. Как видим, все достаточно просто, и никаких особых сложностей возникать не должно.
Итак, мы с вами рассмотрели некоторые примеры распознавания и обозначения гармонических моделей на графиках цены, и вот, наконец-то, пришла пора для более детального изучения всех особенностей построения гармонических моделей.
В процессе изучения теории «ГВТ», мы с вами так же познакомимся еще с одним важным понятием - гармонический волновой цикл. (Гармонический волновой цикл - это наиболее часто встречаемые сочетания импульсивных и корректирующих волновых моделей, после чего, обычно происходит смена ценового движения).
Однако, прежде чем продолжать изучение теории гармонического волнового трейдинга, отмечу, что предварительное описание некоторых гармонических конструкций можно найти в 152 выпуске электронного журнала «Forex Magazine», или скачать по ссылке http://fxmag.ru/mag/152/. (Полный архив выпусков этого интересного электронного издания для трейдеров находится по адресу: http://fxmag.ru).
Описание гармонических образований
Изучение моделей лучше проводить таким образом, чтобы было понятно, о чем идет речь, при рассмотрении особенностей тех или иных типов гармонических структур. В связи с этим, распределим все модели на два типа: - импульсивные модели, и корректирующие модели.

Таблица 12 Типы гармонических моделей
К импульсивным моделям будем относить такие гармонические структуры, у которых в основе ядра находится базовая конструкция Z, в то время как у корректирующих моделей, в основе сетапа должен находиться Х-зигзаг.
В процессе описания конструкций, я старался рассматривать такие примеры волновых моделей, которые непосредственно встречаются на ценовых графиках, а не просто являются теоретическими выводами «ГВТ».
И тем не мене, разрабатывая теорию, однажды я все-таки столкнулся с тем фактом, что некоторые, найденные мною ценовые конфигурации, не попадают под стандартную классификацию гармонических моделей, приведенную мной ранее. Этот факт немного смутил меня, так что я решил разобраться с этим, как мне показалось, недоразумением.
Вот, что мне тогда попалось на глаза: если, например, после формирования некоторого участка импульсивного движения, коррекция представляла собой всего лишь одну, единственную волну, то ее классификация с точки зрения теории «ГВТ», становилась затруднительной. Если не сказать большего, что теория «ГВТ» не имела в своем потенциале гармонических конструкций, состоящих из одной только «голой волны, - волны без каких либо дополнительных вложений». Но на практике ведь, как мы видим, такие волновые конструкции довольно часто встречаются!
В качестве примера давайте рассмотрим 4-х часовой график золота, где по мере окончания своего формирования, бычья формация xXx, с которой мы уже знакомы, переходит в медвежью коррекцию, состоящую из единственной волны. Как уже писалось ранее, такая разновидность коррекционной структуры не имеет четкого определения в стандартной классификации гармонических волновых моделей.

Рисунок 132 Необычная коррекция
Мне показалось, что подобные рыночные формации вносят элемент неопределенности в процесс идентификации волновых моделей, поэтому я решил более подробно провести классификацию моделей, и попутно, еще раз заглянуть в классическую волновую теорию Эллиотта.
Вот что у меня получилось.
Действительно, если обратиться к классике, то, согласно ее постулатам, полный цикл движения цены, должен всегда состоять из импульсивной фазы (например, роста) и фазы коррекции (падения), которые в свою очередь всегда будут разбиваться на 5 и 3 волны соответственно. При этом фаза импульса в размерах должна превышать фазу коррекции. Все эти правила теория «ГВТ» принимает безоговорочно, однако в нашем случае, речь идет об ином порядке волн.
Здесь рассматривается ситуация, когда основное движение цены - и импульс, и коррекция, не разбивается на несколько волн меньшего порядка, а представляет собой простую связку импульс-коррекция. В связи с этим, получается, что волны не всегда могут разбиваться на пять и три волны меньшего порядка. Иногда, на рынке возникает такая ситуация, когда волны имеют простую структуру, оставаясь «пустыми», как это и было в нашем случае с золотом. В этот момент, они образуют в совокупности всего лишь две волны: импульс – коррекция. |
|
|